Согласно национальным стандартам Российской Федерации от 2019 года, термин «ремонт» означает внеплановые работы, производимые по необходимости вне сроков запланированного периодического обслуживания медицинской техники. Производится при возникновении технических неисправностей, исключающих дальнейшее эффективное и безопасное использование устройства. Ремонт требуется как приборам, находящимся в эксплуатации, так и законсервированной технике.
Кто может осуществлять ремонт медицинской техники?
Приборы и системы медицинского назначения классов опасности 2А, 2Б и 3 может ремонтировать только прошедшая лицензирование организация. Для этого она документально и фактически подтверждает наличие у нее необходимых технических средств, помещений и сотрудников, способных заниматься этим видом деятельности. В штате организации должно быть не менее 2 специалистов с высшим или средним профессиональным образованием, опытом работы в профильной сфере более 3 лет, допусками к выполнению опасных работ и должным уровнем профессиональной подготовки. Кроме того, компания предоставляет проверяющим разрешения производителя техники и техническую документацию на устройства, ремонтом которых она намерена заниматься.
В каких условиях производится ремонт?
Мелкий и крупноузловой ремонт медицинского оборудования может выполняться непосредственно на эксплуатанта заказчика (в медицинской организации или на передвижных платформах). При ремонте узлов медицинского оборудования иногда требуется их транспортировка на специальную ремонтную базы, оснащенную соответствующим оборудованием. Контрольно-измерительная техника и сложный инструмент, который необходим для ремонта, проходит регулярную калибровку, настройку и диагностику. Все инструменты ремонтной базы должны быть аттестованы, а средства измерения проверены. Только при соблюдении этих условий можно гарантировать качественное восстановление медицинского оборудования.
Как осуществляется контроль качества выполненных работ?
Контроль качества ремонта выполняется методом сравнения эксплуатационных характеристик оборудования с базовыми значениями параметров, определенными в ходе первичных испытаний. Значения, полученные после восстановительных работ, должны не отличаться от первоначальных или находиться в пределах допустимого отклонения. Данные о работе прибора регистрируются в протоколе испытаний и передаются заказчику. Фирма, производившая обслуживание, дает гарантию на выполненные работы. Если прибор вновь выходит из строя до окончания гарантийного периода, повторное обслуживание выполняют бесплатно или действуют в соответствии с заранее оговоренными условиями.
Какие запчасти и детали могут использоваться для ремонта?
При выполнении ремонтных работ применяются оригинальные запасные части, предоставленные производителем оборудования, или их аналоги, позволяющие сохранить заводские параметры работы медицинской техники и отвечающие требованиям безопасности. Запчасти должны быть новыми. Не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных элементов, так как при этом нельзя гарантировать высокое качество ремонта и безопасность оборудования. Исключением являются ситуации, когда производится обслуживание техники, снятой с производства, для которой не существует новых элементов.